Ансамбль Сухишвили-Рамишвили – это национальное достояние Грузии. Эта замечательная хореография – национальная гордость нашей страны.
В последнее время Национальный балет Грузии не только исполняет классические шедевры, но и экспериментирует, чем вызывает, с одной стороны, восторг общественности, с другой – недовольство поклонников.
Мое мнение: Сухишвили делают новое, и это правильно. Жизнь же идет вперед.
Помню день, когда мы познакомились с Илико и Нино. Я был никому не известным мальчиком, а они — наследниками великой фамилии. Это было в 1985 году. Мы танцевали на каком-то концерте в Тбилиси, во Дворце железнодорожников. Я танцевал классический номер, они — грузинский танец. Я их очень хорошо помню, потому что все вокруг шушукались и говорили о том, что это внуки знаменитых Сухишвили. И потом мы встречались с Нино Сухишвили очень много раз. С Илико мы однажды встретились уже совсем взрослыми.
Нина и Илико Сухишвили – талантливые люди. Они по-своему видят какие-то вещи и пытаются это развивать. И, сохраняя старое, делают новое. Почему нет?!
Ведь надо понимать, что очень многого, что сейчас считается классическим, когда-то и вовсе не существовало. Это придумали Илико Сухишвили и Нина Рамишвили, а также художники Вирсаладзе и Лапиашвили. И раньше это тоже было для кого-то в новинку. И не все одобряли. А сейчас это классика.
Единственное, я знаю, вернее, верю в это, потому что знаю и очень люблю историю, особенно историю культуры: все ужасное, наносное, бездарное, что появляется на стыке веков (а это всегда так бывает), десятые, двадцатые годы начала века – это нарастание новой глупости. К 30-м годам этого уже не существует. Это можно пронаблюдать в каждом веке. Поэтому то, что мы проживаем сейчас, через семь-восемь лет никогда уже не увидим. И я в этом больше, чем уверен. Так что время покажет, кто прав.
Мне очень жаль, что я давно не видел Сухишвили в России. В Москве очень много их поклонников, я уверен, что если они приедут, то шеститысячный зал Государственного кремлевского дворца съездов, как всегда, будет полон.