«Страна, которая не кормит собственную культуру, кормит чужую армию»

Страна, которая не кормит собственную культуру, кормит чужую армию Интервью

Народный артист России выпустил свой первый женский класс Академии русского балета имени Вагановой. Отметил Николай Цискаридзе этот факт с размахом. Выпускники дали концерты в Кремлевском дворце и Мариинском театре, а дипломы получили в Екатерининском дворце в Царском Селе. Но в этот раз была одна особенность: завершились гастроли новоиспеченных балерин в Челябинске, где прошло сразу два выступления.

Это событие с яркостью челябинского метеорита зажглось на сцене местного театра оперы и балета. Выступление было и столь же уникальным: впервые за 300 лет ученики Академии приехали на Южный Урал. Думаю, никто не танцевал на одной сцене сразу «Лебединое озеро» и «Пахиту», да и в таком составе исполнены больше никогда не будет Ведь артисты уже разлетелись по разным театрам. Но увидеть выпускные концерты смоли несколько десятков тысяч человек, если посчитать знаменитые залы и небольшой театр.

На двух концертах в Челябинске Николай Цискаридзе не остановился, он встретился и проговорил полтора часа с поклонниками, прогулялся по городу и посетил храм Александра Невского, отдохнул на озере Тургояк, которое за его чистоту называют младшим братом Байкала, и дал интервью журналисту «Комсомольской правды».

— Зрителям вы рассказали, что академия впервые на Урале со времен Великой Отечественной войны. Символично, что в год 80-летия Победы школа снова здесь.

— В военное время школа балета была эвакуирована на Урал и находилась в Молотове. Те, кто пережил эти события, вспоминают Урал с большим трепетом и любовью. Благодаря Великой Отечественной войне многие театры, заводы оказались в глубине страны, появились новые города, новые школы, здесь оказалась интеллектуальная Россия, и это дало толчок очень многому. Ну и те, кто приехал сюда сегодня, это не только выпускники, но и предвыпускники. Может, кто-то получит приглашение и будет знать, что вот есть город, театр, инфраструктура… За последние 20 лет очень многое изменилось. Я бывал здесь в прошлом веке, и люди сейчас не выживают, а живут.

Для меня было очень показательным: говорили о том, что наших граждан лишили возможности путешествовать. А оказалось, что у многих просто нет загранпаспорта, потому что он им не нужен. Они и работают в стране, и отдыхают. У нас есть озера, горы, курорты, не надо ехать куда-либо для того, чтобы покататься на лыжах. У нас все есть. А тут дети имеют возможность это увидеть, и, может, у них возникнет желание построить свою жизнь по-другому.

— А вы отдыхаете в России?

— Так как я все-таки кавказец, я уезжаю в Грузию. И у меня есть около двух недель, чтобы побыть одному: я практически ничего не делаю, только лежу. Рано утром хожу на море, плаваю и потом целый день бездельничаю. Знаете, иногда надо поехать домой, посетить могилу родителей. Я же не попадаю никогда никуда. Но сейчас в июле у меня будет немного времени, и я поеду.

— Челябинская область — край озер, вы были на наших озерах?

— Был на Тургояке, безумно понравилось.

— Почему выбрали именно Челябинскую область из 89 субъектов?

— Все зависит от региона. Привезти концерт такого масштаба невозможно без участия губернатора. Именно руководитель решает, куда направить средства: на культуру или другие сферы. Здесь мы получили невероятную поддержку и заинтересованность Алексея Текслера.

— В Москве и Санкт-Петербурге вы показали три части концерта, а в Челябинске исключили «Гаянэ» Хачатуряна, хотя это самая интересная и личная история. Почему такой выбор?

— В «Гаянэ» были задействованы абсолютно другие артисты, чем в первом и третьем актах. Привезти 200 человек — это финансово неподъемно. В Челябинск доехали 75 человек. Представьте, у вас труппа балета здесь 48 человек, а мы детей привезли больше, чем вся ваша труппа. Вы даже не представляете масштаб затрат.

Не надо забывать, что классическая культура всегда живет на дотации. Балет создан в Италии и во Франции. Но за те годы, что я служил, в Италии остались балетные труппы в Ла Скала в Милане, в Риме и в Неаполе. Всего три. Во всех остальных городах труппы закрылись. Во Франции остались в Париже и в Бордо, потому что не дает финансирование государство. Та страна, которая не кормит собственную культуру, кормит чужую армию. Хотим мы этого или нет, это правда.

— А какие преимущества нам дают вложения в культуру?

— Это русская традиция, еще царская. Когда советское правительство все-таки очухалось от Гражданской войны, оно полностью переняло все, что было в традициях русской культуры, прекрасно понимая, что это и есть основа государства.

Посмотрите, это здание, в котором мы с вами находимся (Челябинский театр оперы и балета имени Глинки. — Ред.), и, допустим, Новосибирский театр строились до войны. Хотя они не успели открыться. У меня есть любимая фотография, она мне очень нравится: строится гигантское здание Новосибирского театра, а вокруг бараки. А потом весь город отстраивался от этого театра. Всем этим людям подарили сначала искусство, чтобы они поняли, что у них есть не только возможность работать, но и духовного развития. Это очень важный момент.

Другое дело, что к концу Советского Союза разваливали, разворовывали, уничтожали все, что только можно. И нам приходится отстраивать очень многое с нуля. А это совсем не просто.

— Сегодня вы защищаете культуру на государственном уровне, стали доверенным лицом президента и получили юридическое образование. Почему для вас это важно?

— Меня включили в Совет по культуре при президенте России. И когда был Совет вместе с Владимиром Владимировичем, я очень внимательно за ним следил и хорошо видел. А это проходит очень долго. Шел четвертый час совещания без перерыва, Владимир Владимирович сидит и записывает все время. А я вижу, что у него нет «уха», нет айпада, ему никто не подсказывает. Человек договорил, и президент сразу отвечает, что этот пункт невозможен по такому-то пункту законодательства, здесь надо посмотреть, и тут же дает распоряжение. Он все время отвечал сообразно разным пунктам законов и кодексов — это привело меня в большой восторг и вдохновило получить юридическое образование.

— Вы заключили соглашение с Челябинской областью. Понятно, что для региона это очень важно. А что это дает вам?

— Это наше госзадание — всегда поддерживать регионы. Другое дело, что мы не имеем права настаивать, чтобы кто-то куда-то поехал. Мы можем прислать педагогов, провести мастер-классы, можем принять педагогов у себя, но мы не можем послать выпускников. Это невозможно в нынешней системе юридически, потому что у нас есть права человека и право на выбор, где служить.

Все это расцветало в нашей стране, особенно за Уралом, потому что было много ссыльных. В приказном порядке те люди, которые получали срок, уезжали и работали в глубине страны. Сейчас такого нет. Но тот момент принес колоссальный расцвет по всей стране.

Я, например, мечтал бы родиться где-нибудь в глубинке. Не знать, что есть театральный мир, жить в красоте, вести хозяйство, ходить по грибы, на охоту. Я знаю таких людей и видел, насколько они счастливы. Без всех этих интриг и волнений. Им надо собрать дрова, запасы на зиму сделать. У них по-другому течет время. А ты родился в мегаполисе, ты немножко занят вообще другим.

— Но это тоже счастье — смотреть на успех своих учеников.

— Конечно, но это совсем другое счастье.

Все книги Николая Цискаридзе

Оцените статью