Главный герой программы – знаменитый артист балета и педагог Николай Цискаридзе.
Он рассказывает о становлении себя как творческой личности, о замечательных преподавателях, которые повлияли на формирование его как артиста и человека, об уроках балетной техники Галины Улановой и уроках мудрости и терпения Петра Пестова.
О партиях, которые танцевал артист, его учениках, принципах работы и жизни. О том, как начать сначала, когда кажется, что все потеряно.
Часть первая
Роль честолюбия в воспитании артистов балета, техника великой Галины Улановой и ценные жизненные уроки Петра Антоновича Пестова, педагога Московского хореографического училища. Таковы главные темы первой серии цикла «Монолог в 4-х частях. Николай Цискаридзе».
Первым балетом, который Николай Цискаридзе увидел в Большом театре, будучи еще мальчиком, был «Щелкунчик». Спустя десять лет он вышел на сцену именно в роли Щелкунчика, чтобы потом исполнить её 101 раз.

Часть вторая
Во второй части цикла Николай Цискаридзе рассказывает о детстве в Тбилиси, о том, что такое грузинский характер, и делится своим мнением о роли внешности балетного танцовщика: с точки зрения артиста, яркие внешние данные — это 95 процентов успеха.
В жизни премьера Большого были роли, осуществившие детские мечты, и роли, ставшие неожиданным подарком. Николай Цискаридзе расскажет о своих образах в балетах «Легенда о любви» и «Баядерка», о работе с Юрием Григоровичем и о бесценных уроках двух великих женщин: Галины Улановой и Марины Семёновой.

Часть третья
Работа в Париже в «Гранд-Опера», традиции «Русских сезонов», участие в балетных спектаклях, поставленных хореографом Роланом Пети: «Пиковая дама», «Собор Парижской богоматери» и «Кармен-Соло» — таковы основные темы части.
Но попутно Николай Цискаридзе объясняет, почему балетный предмет называется «поддержка». И делится соображениями о том, как станцевать Зло. И как всё начать сначала, если, казалось бы, все потеряно.

Часть четвертая
Эта часть цикла, в основном, посвящена Николаю Цискаридзе — педагогу и ректору Академии русского балета имени А. Я. Вагановой.
Но еще и оригинально мыслящему художнику и исследователю искусства. В заключительной части программы он ответит на такие вопросы: из каких трёх секретных ингредиентов состоит русская классическая школа балета? Чего не должен видеть бюст Петипа? И что сближает балет и фрески Сикстинской капеллы?
