В честь Джерома Роббинса

Сегодня в нашем цикле я с большим удовольствием приглашаю вас на спектакли Джерома Роббинса. Вы увидите четыре балета «В ночи», «Концерт», «Соль мажор» и «Триады».

Джером Роббинс родился в 1918 году в Нью-Йорке на Манхеттене. Его первоначальное имя Джером Уилсон Рабинович и он всю жизнь настаивал на том, чтобы все знали, как его настоящая фамилия, потому что родители сразу переписали ее, сделали более американизированной - Роббинс и под этой фамилией он и вошел в мировую историю.

Очень быстро, в 30-е годы он попадает в разные бродвейские шоу. Сначала был артистом кордебалета, затем начал исполнять характерные роли и уже в дальнейшем - сольные. Он очень быстро стал известным на Бродвее и потихоньку-потихоньку стал сам ставить танцы и режиссировать.

Джером Роббинс

Широкой публике, этот замечательный балетмейстер, стал известен, как постановщик танцев к фильму «Вестсайдская история» и «Скрипач на крыше». Но до того, как появились эти фильмы, он сам поставил эти спектакли на Бродвее. В частности «Скрипач на крыше» появился в 1964 году на Бродвее, но и по сей день его рекорд по продолжительности показа не побит. Этот мюзикл до сих пор на Бродвее считается самым долгожителем.

В 1972 году Роббинс был приглашен в New York City Ballet. Он становится одним из балетмейстеров этого коллектива и очень усиленно начинает заниматься постановкой классических балетов.

Надо сказать, что его спектакли идут во всех ведущих труппах мира и очень любимы публикой, несмотря на то, что многие из них бессюжетны, просто танцы на очень красивую музыку.

Надо отдать должное тому, что все балеты, которые вы увидите, созданы для New York City Ballet, в разные периоды его существования. Этот коллектив создан Джорджем Баланчиным.

Если сравнивать этих двух великих балетмейстеров, творящих большое количество времени параллельно друг другу в одном и том же театре и соотносить это как-то с русской драматической школой, вот есть школа «переживания» и школа «представления», балеты Баланчина - это всегда балеты «представления», балет Джерома Роббинса - это всегда спектакли «переживания».

Роберт Уайз и Джером Роббинс

Роберт Уайз и Джером Роббинс с Оскарами за свой кино-мюзикл «Вестсайдская история»

В частности балет «В ночи» - это, как мне кажется, очень интересный спектакль, очень приятный для глаза, доставляющий большое наслаждение для зрителя чем какое-то программное произведение. Хотя и история создания этого спектакля очень интересна.

У Джерома Роббинса уже был опыт постановки спектакля на музыку Шопена и вдруг он заявил, что хочет поставить спектакль исключительно на ноктюрны композитора. Так появился балет «В ночи».

Это три дуэта и последняя сцена, где под самый известный ноктюрн Шопена все пары соединяются в общем танце. При этом каждый танцует в «своей ночи». На один миг они все пересекаются, как бы здороваются друг с другом опять уходят своей дорогой.

Первый дуэт - это дуэт небольшой ревности, выяснения отношений. Второй дуэт - более салонный танец, наслаждение друг другом и третий дуэт - это дуэт соперничества, но в конце, полного подчинения женщины мужчине.

Этот спектакль станцевали все великие танцовщики, какие есть на земле. Потому что если где-либо идет этот балет, все танцовщики мечтают участвовать этом спектакле.

В начале 90-х этот спектакль был поставлен в Мариинском театре, репетировал сам Джером Роббинс. И вы знаете, очень сильно отличался тот премьерный спектакль от всех последующих, которые были уже без его участия. Он умел настроить артистов на тот лад, когда начинали слушать музыку по-другому. Вот такие сиюминутные вещи, которые он передавал, к сожалению, с его уходом мало кто может передать, если только первые исполнители. Это очень сильно отличает его балеты от остальных.

У Джерома Роббинса есть очень большое количество спектаклей с юмором. Все-таки его любовь к мюзиклам, к бродвейским шоу, очень часто находило отражение и в его классических спектаклях.

В данном случае, балет «Концерт» - это своеобразная пародия на слушателей Больших симфонических концертов. Спектакль начинается с того, что выходит пианист, аккуратно протирает рояль, садится и начинает играть. Потихоньку зал наполняется слушателями, каждый приносит свой стул, садится. Это абсолютно разные комические персонажи и каждый из слушающих, воспринимает эту музыку, которую предлагает пианист, по-своему.

Этот спектакль, обычно, закрывает все спектакли посвященные Джерому Роббинсу, потому что он веселый и зрители, помимо того, что смотрят замечательные танцы, слушают прекрасную музыку, они еще очень много смеются.

Вообще, зритель на Западе любит посмеется в голос, они абсолютно не стесняются, их не останавливает музыка Шопена, они это совершенно спокойно воспринимают.

Спектакль «Соль мажор» поставлен на музыку Мориса Равеля. На мой взгляд, это своеобразная перекличка со спектаклем Дягилевской антрепризы «Голубой экспресс», который когда-то оформляла Коко Шанель. Потому что здесь все танцовщики и танцовщицы одеты в такие, немножко купальные костюмы. Декорации тоже сделаны, как будто дело происходит на пляже, на берегу моря. Наверное такая ассоциация была у балетмейстера.

И «Триады» - это два дуэта, которые с одной стороны соревнуются, с другой стороны танцуют сами по себе, не замечая друг друга.

Вообще Роббинс любил ставить спектакли, немножко отстраненные, где нет никакого сюжета, есть просто характер. Наверное каждый зритель воспринимает этот танец точно так же, как и любой слушатель в консерватории, который слушает музыку, который может по своему воспринять те звуки, которые издает оркестр или исполнитель.

Николай Цискаридзе



Добавить комментарий