К 200-летию Мариуса Петипа: «Спящая красавица»

Здравствуйте! В эти дни, всё мировое культурное сообщество празднует юбилей выдающегося деятеля культуры, балетмейстера, которому в этом году исполняется 200 лет - Мариусу Ивановичу Петипа.

Наш цикл программ «Шедевры мирового музыкального театра» не мог обойти эту великую дату. Вы посмотрите три дня подряд самые главные и самые основные шедевры из его творчества: «Спящая красавица», «Баядерка» и балет «Раймонда».

Это очень важная веха в истории нашей отечественной культуры, потому что празднуя этот юбилей, говоря о спектаклях эпохи Петипа, мы обращаемся к нашей культуре, к истокам и вообще к тому, как сохраняется балет, как сохраняются шедевры, в каком виде они на сегодняшний день идут в том или ином театре и вообще, что же такое по-настоящему эпоха 19-го века.

Спектакли, которые ставил Мариус Иванович Петипа, к сожалению, никакие не дошли до наших дней в том виде в которых он ставил. Даже спектакли, которые вы будете смотреть на протяжении этих трех дней на телеканале «Культура», они переделаны и очень сильно отличаются от оригинала.

Благодаря этим съемкам, благодаря этим трем спектаклям, самые главные шедевры балетов Петипа, сохранены в наиболее приближенному к оригиналу виду. Потому что всё что происходило уже далее, все версии которые ставились на сценах разных, и российских театров, и мировых, это уже вариации тех спектаклей, которые вы увидите.

О чём мы можем точно свидетельствовать в спектаклях, когда мы говорим об эпохе театра Петипа, о том что существует порядок номеров, о том, что существует сочетание мизансцен, характерных танцев и классического танца. О том, что существует самая главная идея театра Петипа - это прима-балерина, вокруг которой вертится всё основное действие.

Все те три шедевра, которые вы увидите, явились, и в его жизни, и в жизни русского театра ключевыми.

Первый спектакль, который будет представлен вашему вниманию, балет «Спящая красавица» поставленный в 1890 году. Получив такой волшебный дар, как партитура от Чайковского, Петипа поставил удивительный спектакль. Об этом спектакле написано очень много, и воспоминаний, и критики. Это был один из самых любимых спектаклей той эпохи, потому что через него прошли все крупные гастролёрши, все крупные балетные звезды уже Российской империи и этот спектакль никогда не сходил с главных сцен Российской империи.

Тогда, в 1890 году, премьеру танцевала итальянка Карлотта Брианца. Она отличалась таким очень серьезным, как писали критики - апломбом. Потому многие танцы Петипа были поставлены с учетом ее индивидуальности, на устойчивость, на какие-то бравурные вещи. Но дело в том, что после революции, конечно, в этот спектакль стали вводиться новые балерины.

Первая балерина, которая очень много чего изменила в этом спектакле - была Марина Семёнова, которая стала одной из главных исполнительниц роли спящей красавицы, и в Мариинском, и в Большом театрах. Так как эта одарённая, юная танцовщица, была технически очень совершенна, то для неё много было привнесено технических сложностей, которых никогда не было в этом спектакле.

После Марины Тимофеевны в балет стали приходить такие выдающиеся балерины, как Уланова, Дудинская, Шелест, Балабина и так далее, вплоть до Ирины Колпаковой. И вот тот спектакль который вы увидите, записанный с Ириной Александровной Колпаковой, и для меня, и для многих, является главным образцом и тем, как должен выглядеть хореографический текст Мариуса Петипа. Но к сожалению, говорить о том, что так было в его эпоху - невозможно. Потому что многих вещей и многих технических сложностей просто не было.

Не надо забывать ещё об очень важной вещи. В театре Петипа практически никогда мужчины не танцевали, они получали только вставные номера. В частности, в балете «Спящая красавица» таким вставным номером было па-де-де голубой птицы и принцессы флорины, потому что в трупе был выдающийся виртуоз Энрико Чекетти, для которого и была придумана это партия.

Второй спектакль, который вы будете смотреть, это тоже спектакль - эпоха. Спектакль «Баядерка», спектакль с удивительной судьбой, который был задуман Петипа и сделан Петипа. Это был сугубо русский спектакль, его никогда не исполняли гастролёрши. Он был создан в бенефис величайший балерины той эпохи Екатерины Оттовны Вазем. И с ее уходом со сцены, этот спектакль уходит до 1900 года и возобновляется для Матильды Кшесинской.

Удивительно, что в годы Революции, он опять начинает теряться, потому что сгорели декорации 4 акта. Но в дальнейшем возобновляется, уже с Мариной Семёновой и в 1928 году с уходом Марина Тимофеевны из трупы Мариинского театра, этот спектакль исчезает на долгие 12 лет. И уже в 1940 году Вахтанг Михайлович Чабукиани создает ту версию, которую вы будете смотреть.

И, конечно, третий спектакль, который вы будете смотреть - это балет «Раймонда». Как бы лебединая песня театра Петипа. Этот спектакль не был его последним спектаклем, но так получилось, что это была его самая грандиозная, последняя работа, несмотря на то, что ему было уже за 80 лет.

Этот спектакль тоже много раз переделывается в советскую эпоху. Первым его постановщиком был Федор Лопухов, он поставил некоторые вариации, которые по сей день, многие считают, что это сделал Петипа. Нет.

Вариация пиццикато, которая идет в первом акте - это работа Лопухова. Много в дальнейшем было переделано другими балетмейстерами и версии, которые вы увидите, не только балета «Раймонда», но и всех балетов которые покажут на телеканале «Культура» 9,10 и 11 марта, это версии балетов, которые уже сделаны в эпоху руководства в Мариинском театре Константина Михайловича Сергеева.

Этот выдающийся, и танцовщик, и балетмейстер, тоже очень скрупулезно работал над восстановлением театра Петипа, то как он представлял это.

В чем еще ценность этих замечательных записей, которые вы будете смотреть. Конечно, исполнительский состав. Величайшие танцовщики, танцовщицы, которые вы увидите в течение этих трех дней. Ирина Колпакова, Габриэла Комлева, Татьяна Терехова, Сергей Бережной, Реджеп Абдыев, Геннадий Селюцкий, Ирина Генслер - это танцовщики, которые создали славу, триумф русского-советского балета. Именно в их исполнении вот эти шедевры были показаны во многих точках мира и потом принесли любовь к этим шедеврам. И появилось то бесчисленное количество версий, которые сегодня существует в каждом театре.

Я очень счастлив, что мы празднуем юбилей выдающегося деятеля русской культуры. Да он никогда не был русским по национальности, но он сознательно получил российское гражданство. Он никогда не хотел покидать пределы Российской империи, потому что считал своей родиной именно Россию.

Все эти три спектакля, для меня это торжество российской культуры, российского балета над всем, что есть в мире. Потому что это три самых грандиозных произведений с которыми мы с большим удовольствием 9, 10 и 11 марта вас будем знакомить.

Николай Цискаридзе

"Спящая красавица" - балет в постановке Ленинградского Государственного театра оперы и балета им. Кирова (ныне – Мариинский театр). Из Золотой коллекции Телерадиофонда. Запись 1982 года.

Балетмейстер: Мариус Петипа (в версии Константина Сергеева).
Сценография: Симон Вирсаладзе.
Дирижер: Виктор Федотов.
В главных партиях: Ирина Колпакова, Сергей Бережной, Любовь Кунакова.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *